Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Родничок» Цивильского района Чувашской Республики
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
(музыкальная деятельность)
с использованием здоровьесберегающих технологий
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Давлетова Елена Михайловна
2021г.
Цель:
Формирование у детей целостного представления о зиме посредством использования здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, игротерапия, вокалотерапия, танцетерапия, фонопедический метод) в разных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- расширять музыкальный кругозор,
- формировать у детей певческие умения и навыки, способствующие
выразительному исполнению,
- способствовать проявлению творческих способностей детей в игре на
детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмической
деятельности,
- развивать творческую активность детей, желание включаться в игру
Развивающие:
Развивать тембровый слух, интонационный слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям.
Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам,
- воспитывать эстетический вкус, умение чувствовать и любить родную природу.
Музыкальный материал: А.Вивальди – «Зима», П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев;,фонопедическое упражнение «Погреемся»,В.Моцарт«Турецкий марш», И.Штраус«Полька-пиццикато»,Л.Моцарт«Катание на санях»,И.ШтраусаПолька «Трик-Трак»,П.И.Чайковского«Вальс снежных хлопьев», И. Штраус«Канкан»,Н. Римский-Корсаков«Песнь Индийского гостя» из оперы «Садко»,распевка «Снег густой», Попевка «Зимние забавы», музыка и слова М. Картушиной, фонограмма песни «Снег-снежок»Л.Хисматуллиной.
Материал и оборудование: музыкальный центр, фортепиано, белые и голубые атласные ленточки, картина с изображением зимнего леса, детские и шумовые музыкальные инструменты: трещотка-вертушка, трещотка пластинчатая, деревянная коробочка, треугольник, погремушка, гофрированная бумага, металлофон, ксилофон, бубенцы, маракасы, пергаментная бумага.
Приемы поддержания интереса у детей:Музыкально-ритмическое упражнение «В путь», Попевка «Зимние забавы», музыка и слова М. Картушиной, Сказка - шумелка "Едем, едем на лошадке" (на основе программы Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»), музыкальная игра «Ледяные фигуры»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Вводная часть
Дети заходят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель.
Пропевает- "Здравствуйте, ребята!" - гамма вверх.
Дети: "Здравствуйте!" Т5/3 вниз.
Здравствуй, солнце золотое - руки над головой скрестили, пальцы
расстопырили,покачиваемся.
Здравствуй, вольный ветерок - качаем руками над головой
Здравствуй, утро, - правая рука в сторону
Здравствуй, день, - левая рука в сторону
Нам здороваться не лень. - "пружинка"
Я очень рада вас видеть. В вашем зале так красиво и уютно, и у меня сегодня такое хорошее настроение! Очень хочется поделиться им с вами (пропевает приветствие):
Начнём мы заниматься,
Вы все уже пришли,
Хорошее настроение
С собою принесли.
Мы будем петь, играть сейчас,
Мы будем танцевать,
Мы все друг другу рады,
Пора нам начинать!
Основная часть
Музыкальный руководитель. Ребята, предлагаю вам прослушать музыкальное произведение.
Звучит произведение А.Вивальди "Зима"
Музыкальный руководитель. Какой характер у музыки? (Ответы: музыка тревожная, суровая, как будто вьюга злится и метет пурга.) Как вы догадались? (Ответы: быстрый темп, повторяющая мелодия, помочь детям) Какие инструменты звучали? (Ответы: скрипки)
Хотите изобразить метель?
Мальчикам предложить с помощью голубых лент показать вьюгу и метель, а девочкам, когда музыка изменится на вальс, изобразить импровизированный танец снежинок с белыми лентами.
Импровизированный танец вьюги и снежинок.
Музыка А. Вивальди «Зима» - танцуют мальчики
П. И. Чайковский «Вальс цветов» - танцуют девочки
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Что-то холодом повеяло, погреемся?
Фонопедическое упражнение «Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко.
Сначала дети дышат на них бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».
Далее чередуют: на правую - бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.
Показать на доскекартину «Зимний сказочный лес».
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, что вы видите перед собой? Что изображено на картине? (выслушать ответы детей)
Да, действительно, этот зимний лес, как будто сказочный! Я приглашаю вас в путешествие по сказочному зимнему лесу. Как же нам добраться? (Ответы детей) Зимой в лесу множество препятствий и преград на пути, но вы – смелые ребята, правда? Готовы? Отправляемся?
За окном мороз и стужа,
Льдом покрыты реки, лужи.
Не страшны нам холода,
В путь отправимся, друзья? Дети:Да!
Дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение «В путь!»
по кругу.
Замело снежком дорожки,
А ну, ребята, выше ножки! Маршируют под «Турецкий марш» В.Моцарта
Вот и речка впереди, Осторожнее иди! Под ногами лед, Пусть никто не упадет! Идут осторожным пружинящим шагом, как будто ступая по скользкому льду. («Полька-пиццикато» И.Штраус) В сани резвые садимся, По пригоркам быстро мчимся! В паре один из детей в роли «лошадки» впереди, а другой позади держится за руки впередистоящего (сидит в санках). Свободно двигаются по залу.(«Катание на санях» Л.Моцарт) Мы зимою не скучаем, Быстро лыжи надеваем! Палки крепко держат руки, Нам сегодня не до скуки!Имитируют движение на лыжах в произвольном порядке. (Полька «Трик-Трак» И.Штраус) Снег, снег, белый снег, Кружит, падает на всех! Со снежком мы подружились, Как снежинки закружились! Вальсируют, изображая снежинок.(«Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковский) Ну, а потом, мы из снега слепим ком, Рада, рада детвора, Нам в снежки играть пора! Лепят воображаемые снежки и кидают вдруг друга. («Канкан» И. Штраус) Хорошо в снежки играть, Только нужно отдышаться. Снег пушистый так хорош, На перинку он похож. Посидим чуток, Чудный выдался денек! Садятся в свободной позе, слушают музыку с закрытыми глазами.(«Песнь Индийского гостя» из оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков) Встали дружно, улыбнулись, И от снега отряхнулись!(Дети встают, «отряхиваются») |
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, вот мы и добрались с вами в самую глубь леса! Посмотрите вокруг! Красота!
«Разукрасила зимушка сказочный лес кружевными узорами.
Ветерком зазывает дружных ребят к себе в гости.
Все вокруг белым-бело, много снега намело.
Предлагаю вам, ребята, исполнить песню «Снег-снежок», но сначала мы распоемся, погреем наше горлышко, чтобы нам было легче петь.
Распевка «Снег густой»
Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй, (качают головой, держатся за щёчки)
Снег посыпался густой. (Вращают кистями рук сверху вниз)
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (качают головой)
Ты рукой его поймай. (Сжимают и разжимают кисти рук)
Музыкальный руководитель. А теперь споем, как мы медленно поднимаемся на горку и быстро на саночках спускаемся.
Попевка «Зимние забавы», музыка и слова М. Картушиной
Я на горку поднимусь - поступенное движение мелодии вверх
И на саночках скачусь - движение мелодии вниз
Песня «Снег-снежок»Л.Хисматуллиной
Музыкальный руководитель. А сейчас мы с вами покатаемся на лошадке по лесным дорожкам и посмотрим, кого же мы встретим на пути. Помогут нам в этом музыкальные инструменты. (Дети берут инструменты, садятся на ковер)
Сказка-шумелка "Едем, едем на лошадке"
(на основе программы Т.Тютюнниковой «Элементарноемузицирование»)
(все садятся по кругу на ковре, после показа музыкального руководителя, детям, по порядку, предлагается имитация различных звуков на шумовых и музыкальных инструментах)
Едем, едем на лошадке (все выполняют поочерёдно хлопки по коленям на каждыйПо лесной дорожке гладкой, слог)
Скок-скок-скок (2раза) (одновременно хлопки по коленям двумя руками )
Санки скрипят, (на трещотке-вертушке изобразить скрип саней)
Бубенцы звенят. (другой ребенок играет на бубенцах)
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Ветер шумит, (предлагается ребенку сыграть на маракасе)
Дятел стучит. (равномерные удары по деревянной коробочке)
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Холод, стужа, (ребенок играет на треугольнике - таинственно)
Снег пушистый кружит, кружит. (ребенок изображает снег на колокольчике)
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Белка на ветке орешки грызёт, (ребёнок стучит грецкими орехами)
Рыжая лисичка зайца стережет. (изображает действия лисы, сминая в рукахпергаментную бумагу)
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Ехали мы, ехали,
Наконец, доехали,
С горки у-ух! (ребенок исполняет глиссандо на металлофоне)
В яму - бух! (ребенок ударяет в барабан)
Приехали!(все извлекают звук)
Музыкальный руководитель. Ребята, вам понравилась игра? Какими инструментами мы попытались изобразить зимнюю сказку?
Дети: маракасом, трещеткой, треугольником….
Музыкальный руководитель. Взмахнет зимушка рукой- быстрее закружатся снежинки, если взмахнет своей волшебной палочкой -снежинки застынут ледяными фигурками. Поиграем в игру «Ледяные фигуры»
Проводится игра «Ледяные фигуры»
(П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»)
Игра проводится по показу и словесной инструкции.
Метель – дети врассыпную движутся по залу, плавно взмахивая руками.
Снежинка – дети собираются в кружок тройками, соединяют поднятые правые руки в центре, левую отводят вниз – в сторону.
Снеговик – дети изображают снеговиков, подняв над головой округлые руки.
Льдинка – дети собираются тройками, повернувшись спинами в круг, выставляют прямые руки с расставленными пальцами-льдинками.
Елочки – дети становятся парами, боком друг к другу, поднимают вверх
сцепленные руки (верхушка елочки), другие руки отводят вниз – в сторону (платьице елочки).
Большая снежинка, большая льдинка.
Мальчишки – все мальчики выставляют ногу на пятку, руки на поясе.
Девчоночки – все девочки делают руки полочкой, слегка наклоняются вперед.
Заключительная часть.
Музыкальный руководитель. Пора нам, ребята, возвращаться в детский сад. Только как мы доберемся? Предлагаю отправиться на лошадке, чтобы быстрее добраться.
Дети прямым галопом двигаются по кругу.
(«Катание на санях» Л.Моцарт)
Музыкальный руководитель. О каком времени года мы с вами говорили? Понравилось вам путешествие? А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? Что мы изображали с помощью музыкальных инструментов?
Музыкальный руководитель: Ребята, вам пора возвращаться в группу. До свидания!(пропеваю)
Дети возвращаются в группу под музыку