Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Родничок» Цивильского района Чувашской Республики
Консультация для педагогов ДОУ
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»
Подготовила музыкальный руководитель
Давлетова Елена Михайловна
Цивильск - 2021
Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
Что такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Рациональная организация учебного процесса: создание в музыкальном зале комфортной и безопасной развивающей среды, дозирование нагрузки и дифференцированный подход в учебном процессе, разработка системы закаливающих мероприятий, включающая охрану голоса и слуха, развитие речевого дыхания, музыкально – ритмические упражнения на коррекцию осанки.
Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Применение на практике здоровьесберегающих технологий обеспечивает возможность сохранения и укрепления здоровья детей, формирует у детей знания, умения и навыки здорового образа жизни, создаёт в музыкальном зале комфортную и безопасную развивающую среду.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Занятия проводятся индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 1.Валеологические песенки-распевки
2.Дыхательная гимнастика
3.Артикуляционная гимнастика.
4.Пальчиковые игры, игровой массаж
5.Речевые игры.
6.Музыкотерапия
Валеологические песенки-распевки.
Используются в начале музыкальных занятий. Несложные, добрые тексты «Здравствуй», «Я пою, хорошо пою» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
«Доброе утро!»
Доброе утро! ( поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в сороны)
И тогда весь день будет веселее (пружинка)
Мы погладим лобик, носик и щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми. как в саду цветочки! (покачивают плечами)
Ушки тоже мы потрём (трут уши)
И здоровье сбережём! (обнимают себя за плечи)
Улыбнёмся снова (улыбаются друг другу)
Будьте все здоровы! (хлопают вверху в ладоши)
Дыхательная гимнастика.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- укрепление физиологического дыхания детей (без речи),
- тренировка силы вдоха и выдоха,
- развитие продолжительности выдоха.
Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреемся немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».
Далее чередуют: на правую - бесшумно, на левую – с голосом.
«Собачка» (закаливание зева)
Высунув язык изо рта, делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Самомассаж лица «Превращение»
Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты
Видим далеко!
Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья носа
Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы
Теперь мы не ребята, покружиться
А веселые зверята! похлопать в ладоши
Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
«Зимушка-зима» - речевая игра со «звучащими жестами»
Ой ты, Зимушка-зима, (пружинка с поворотами, руки на поясе)
Ты холодная была, (притопы ногами в ритме фразы)
Ты холодная была, (хлопки по бёдрам)
Все дорожки замела. (качают руками внизу вправо-влево)
Морозы трескучие, (прыгают)
Снега сыпучие, (машут кистями рук)
Ветры завьюжные, (качают над головой)
Метели дружные. (круговые движения руками)
« Сороконожка»
Шла сороконожка идут «паровозиком», держась за плечи друг друга
По сухой дорожке
Вдруг закапал дождик: кап! останавливаются
Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен, идут, высоко поднимая ноги
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу, останавливаются, трясут правой ногой, левой
Каждой лапкой потрясу
И потопаю потом, топающий шаг
Ой, какой от лапок гром!
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
«Жаба Квака»
Жаба Квака с солнцем встала (потягиваются)
Сладко-сладко позевала (зевают)
Травку сочную сжевала (жевательные движения, глотание),
Да водички поглотала.
На кувшинку села, песенку запела:
Ква-ква-ква, жизнь у Кваки хороша!
Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
« Кошка»
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук сделать окошко),
По дорожке ходит кошка (средний и указательный пальцы правой руки «бегают» по левой)
С такими усами (показывают усы)
С такими глазами (показывают большие глаза)
Кошка песенку поёт (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! (зовут, машут правой рукой)
(«Трик-трак», «Капуста», «Бабушка», «Платочки» и др.)
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности:
И.С.Бах «Шутка»
Д.Кабалевский «Клоуны»
И.Штраус «Полька «Трик-трак»
В.А.Моцарт «Турецкое рондо»
Детские песни: «Настоящий друг» Б.Савельев, «Будьте добры» Санин, « Всё мы делим пополам» Шаинского.
Музыка для пробуждения:
Э. Григ «Утро»,
К. Сен-Санс «Аквариум»,
М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
Колыбельные:
Н. Римский – Корсаков «Море».
К. Сен-Санс «Лебедь»,
русские народные колыбельные песни.
Музыка для релаксации:
Т. Альбиони «Адажио»,
Э.Григ «Песня Сольвейг»
С. Прокофьев «Утро», «Вечер»
К. Дебюсси « Лунный свет»
Шуман «Грёзы»
Активное слушание «Море»
- Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.
Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка,
- повышение уровня речевого развития,
- снижение уровня заболеваемости,
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Литература:
1.Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.
2.Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" Москва, ТЦ "Сфера", 2008.
3. «Технология развития музыкальных способностей дошкольников» под ред. Т.А. Сидорчук.