Консультация для педагогов ДОУ«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Родничок» Цивильского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов ДОУ

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Подготовила музыкальный руководитель

                                                                               Давлетова Елена Михайловна

 

 

Цивильск - 2021

 

      Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

      Что такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
    На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется  здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная  организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.

     Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Рациональная организация учебного процесса: создание в музыкальном зале комфортной и безопасной развивающей среды, дозирование нагрузки и дифференцированный подход в учебном процессе, разработка системы закаливающих мероприятий, включающая  охрану голоса и слуха, развитие речевого дыхания,  музыкально – ритмические упражнения на коррекцию осанки.

   Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Применение на практике здоровьесберегающих технологий обеспечивает  возможность сохранения и укрепления здоровья детей, формирует у детей знания, умения и навыки здорового  образа жизни, создаёт в музыкальном зале комфортную и безопасную развивающую среду.

     Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Занятия проводятся индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные. 

    Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 1.Валеологические песенки-распевки

 2.Дыхательная гимнастика

 3.Артикуляционная гимнастика.

 4.Пальчиковые игры, игровой массаж

 5.Речевые игры.

 6.Музыкотерапия 

 

 Валеологические песенки-распевки.

 Используются в начале музыкальных занятий. Несложные, добрые тексты «Здравствуй», «Я пою, хорошо пою» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. 

«Доброе утро!»

Доброе утро!    ( поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее!      (разводят руки в сороны)

И тогда весь день будет веселее       (пружинка)

Мы погладим лобик, носик и щёчки       (поглаживают)

Будем мы красивыми. как в саду цветочки!        (покачивают плечами)

Ушки тоже мы потрём        (трут уши)

И здоровье сбережём!       (обнимают себя за плечи)

Улыбнёмся снова     (улыбаются друг другу)

Будьте все здоровы!     (хлопают вверху в ладоши)

 

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра 

 Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

- укрепление физиологического дыхания детей (без речи),

- тренировка силы вдоха и выдоха,

- развитие продолжительности выдоха. 

Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреемся немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».

Далее чередуют: на правую - бесшумно, на левую – с голосом.

«Собачка» (закаливание зева)

Высунув язык изо рта, делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева

 

 

     Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад    тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. 

Самомассаж лица «Превращение»

Лепим, лепим ушки –                 щипать пальцами раковины ушей

Слышим хорошо!                

Нарисуем глазки –                 поглаживать брови, глаза закрыты

Видим далеко!

Носик мы погладим,            большими пальцами гладить крылья носа                

Усики расправим.                нарисовать указательными  пальцами  усы

Теперь мы не ребята,                покружиться

А веселые зверята!                похлопать в ладоши

 

     Речевые игры  позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

 

        «Зимушка-зима» - речевая игра со «звучащими жестами»

 

Ой ты, Зимушка-зима,        (пружинка с поворотами, руки на поясе)

Ты холодная была,             (притопы ногами в ритме фразы)

Ты холодная была,             (хлопки по бёдрам)

Все дорожки замела.          (качают руками внизу вправо-влево)

Морозы трескучие,             (прыгают)

Снега сыпучие,                   (машут кистями рук)

Ветры завьюжные,               (качают над головой)

Метели дружные.               (круговые движения руками)

                                            

                                         « Сороконожка»  

Шла сороконожка                 идут  «паровозиком»,  держась за плечи друг друга

По сухой дорожке

Вдруг закапал дождик: кап!               останавливаются

Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен,                      идут,  высоко поднимая ноги

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу,     останавливаются, трясут правой ногой, левой

Каждой лапкой потрясу

И потопаю потом,                                  топающий шаг

Ой, какой от лапок гром!

 

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. 

«Жаба Квака»

Жаба Квака с солнцем встала   (потягиваются)

Сладко-сладко позевала  (зевают)

Травку сочную сжевала (жевательные движения, глотание),

Да водички поглотала.

На кувшинку села, песенку запела:

Ква-ква-ква, жизнь у Кваки хороша!

 

 

Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. 

« Кошка»

Посмотрели мы в окошко  (пальцами обеих рук сделать окошко),

По дорожке ходит кошка (средний и указательный пальцы правой руки «бегают» по левой)

С такими усами    (показывают усы)

С такими глазами    (показывают большие глаза)

Кошка песенку поёт  (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт!  (зовут, машут правой рукой)

 

              («Трик-трак», «Капуста», «Бабушка», «Платочки» и др.)

 

 

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. 

 

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности:

 

И.С.Бах «Шутка»

Д.Кабалевский «Клоуны»

И.Штраус «Полька «Трик-трак»

В.А.Моцарт «Турецкое рондо»

Детские песни: «Настоящий друг» Б.Савельев, «Будьте добры» Санин, « Всё мы делим пополам» Шаинского.

 

 

Музыка для пробуждения:

Э. Григ «Утро»,

К. Сен-Санс «Аквариум»,

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

 

Колыбельные:

Н. Римский – Корсаков «Море».

К. Сен-Санс «Лебедь»,

русские народные колыбельные песни.

 

Музыка для релаксации:

Т. Альбиони «Адажио»,

Э.Григ «Песня Сольвейг»

 С. Прокофьев «Утро», «Вечер»

К. Дебюсси « Лунный свет»

Шуман «Грёзы»

Активное слушание «Море»

   - Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.

     Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.

    Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

   Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка,

- повышение уровня речевого развития,

- снижение уровня заболеваемости,

- стабильность физической и умственной работоспособности.

 

 

Литература:

1.Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.

2.Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет"                 Москва, ТЦ "Сфера", 2008.

 

3. «Технология развития музыкальных способностей дошкольников» под ред. Т.А. Сидорчук.