Тема: Рассказ воспитателя об участнике Великой Отечественной войны Русскове Андрее Мироновиче.
Цель: Расширение представлений о героических подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с участником Великой Отечественной войны Руссковым Андреем Мироновичем, его подвигами в годы войны.
Развивающие: Развивать патриотические чувства, духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал, интерес к отдельным фактам биографии Русскова А.М.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за нашего земляка. Закреплять правила поведения в скорбный момент минуты молчания.
Словарная работа: Активизация слов: санитар, раненый, поле боя, награды; ввести понятия «боевое крещение», «боевой путь».
Предварительная работа: Чтение произведения А.Митяева «Мешок овсянки», пересказ рассказа «Собака-санитар», просмотр военных фотографий на тему «Медицинские работники на войне», знакомство с танковым сражением «Курская битва».
Методы и приёмы: словесные: беседа, чтение воспоминаний, вопросы;
наглядные: показ фотографий, рассматривание карты «Основные битвы».
Материал и оборудование: Мультимедийная презентация «Сын чувашского народа», фотография Русскова А.М., фотографии ордена «Отечественная война», ордена «Красная звезда», медалей «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», карта «Основные битвы: боевой путь Русскова А.М.» (тетрадь для исследований и творчества «Моя семья в истории Великой Победы», стр. 4-5)
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Вводная часть.
Вступительная беседа. Воспитатель: Недавно я познакомила вас с рассказом А. Митяева «Мешок овсянки». Вспомните рассказ и ответьте, кто помогал санитарам вывозить с поля боя раненых солдат? (ответ детей: собаки) Как санитары заботились о собаках? (ответ детей: Санитары их кормили).
II. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам об удивительном человеке, участнике Великой Отечественной войны Русскове Андрее Мироновиче (показать его фото). В годы войны он служил санинструктором, т.е. санитаром. Как вы думаете, что делали санитары на войне? (ответы детей: перевязывали раненых, вывозили их с поля боя). Правильно, большую помощь в перевозке раненых в безопасное место оказывали собаки.
Первое боевое крещение Андрей Миронович получил на реке Дон в Воронежской области (показать на карте). Отсюда начался его боевой путь, дальше дорога идёт к Курску, где состоялось крупнейшее в истории Великой Отечественной войны танковое сражение «Курская битва». Вот что рассказывал Андрей Миронович о битве: ««Весной 1943 года нам пришлось оставить город Белгород и занять оборону. В июне 1943 года немцы начали наступление, и началась Курская битва. Здесь впервые против наших танков пошли новые немецкие танки «Тигр» и самоходные пушки «Фердинанд». Участвовало много самолётов. Бомбардировщики бомбили населённые пункты до тех пор, пока не сгорит всё дотла. Силы были неравные, и нам пришлось отступать до станции Прохоровка. Скоро начали прибывать наши новые части, началось ожесточённое танковое сражение. Против врага храбро сражались и наши собаки. Их обвязывали минами, и они бросались под гусеницы танков и подрывали их. После Курска мы опять пошли в наступление, освободили много городов».
Посмотрите на карту, здесь стрелкой обозначен боевой путь Андрея Мироновича. Вместе с товарищами он дошел до Берлина и участвовал в битве за Берлин. Из воспоминаний Андрея Мироновича об этих событиях: «Обстановка такова: небольшой двухэтажный дом, со двора стена пробита, чтобы пролезть человеку. Подошли тихо к пробитому отверстию. Ночь тёмная, на улице и во дворе нет никого. На втором этаже немцы шумят, видимо, выпивали. На первом этаже в середине вестибюля лежит наш раненый. От отверстия примерно в 4-х метрах. В темноте я его не вижу. Рискуя, пролезаю в отверстие, осторожно ползу к указанному разведчиками месту, увидел раненого. Он спрашивает: «Кто?»
Шепотом отвечаю: «Я санинструктор. Пришли за тобой. Где рана?»
Он показывает левую ногу. Осторожно щупаю: перелом средней части бедра. Предупреждаю: «Потерпи, не стони, сейчас сделаю укол, чтобы обезболить».
Потом нужно перевязать рану, наложить шинную повязку. Хорошо, что нет сильного кровотечения. Нужно работать быстро и осторожно, чтобы не причинять сильную боль.
Лежит он на спине. Я помог ему перевернуться лицом вниз. Мне пришлось лечь рядом с ним, его раненую ногу положил на себя, и вместе мы доползли до пробитой стены. Он приподнялся на руках, разведчики ему помогли, а я поддерживал раненую ногу. После него вылез и я. Раненого положили на носилки и донесли до места. До санитарной части отправили на повозке.
Вспоминая сейчас о таких случаях, невольно думаешь: какой был риск? Если бы хоть один немецкий солдат услышал наши шорохи или просто спустился вниз, нас обоих не было бы в живых.
На следующее утро мы прошли мимо этого дома. Немцев там уже не было. Это был второй дом с начало улицы (главной) Унтер дер Линден Штрассе. По этой улице с боями продвигались до центра, до самого Рейхстага.
Этот солдат остался живым. Может быть, он и сейчас живой. Может, кому-то рассказывал об этом случае. Я не знаю, откуда он, фамилию даже некогда было спросить. По возрасту он старше меня.
Дальше по этой же улице две недели мы с боями продвигались вперёд. Для выноса раненых в моём распоряжении была одна собачья упряжка с собаководом. При помощи их выносили раненых до санитарной роты полка. В упряжке было 6 собак. Носилки ставились на небольшие колёса. В городе без них не было возможности отправлять раненых. Все перекрёстки обстреливались снайперами с чердаков домов. Чтобы перейти перекрёсток, я предварительно останавливался, кругом и рывком, зигзагами, быстро пробегал перекрёсток.
В течение двух недель в уличных боях у нас было много раненых, за каждый дом нужно было, теряя людей, упорно сражаться».
Физкультминутка.
Скажите, как Андрей Миронович переходил перекрёсток в Берлине? (ответ детей: зигзагами, рывком). Предлагаю вам пройти зигзагами по дорожке, как передвигался он с ранеными по улицам Берлина.
Воспитатель: На счету Андрея Мироновича сотни спасённых жизней только с одного поля боя «под огнём артиллерии и пулемёта вытащил 15 раненых и 18 оказал первую помощь, и по дороге 8 раненых красноармейцев подобрал, отвёз в санчасть» (выписка из наградного листа). При штурме рейхстага им оказана медицинская помощь десяти бойцам. На вопросы детей: Сколько раненых он спас? Андрей Миронович отвечал: «Не знаю. Это невозможно было сосчитать». За мужество и стойкость, проявленные в боях по спасению раненых, он награждён орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другими медалями (показать фото медалей).
После окончания Великой Отечественной войны Андрей Миронович работал помощником санитарного врача в городе Канаше, а затем у нас в Цивильске. Выйдя на пенсию, будучи пожилым человеком, он работал в нашем детском саду №3 «Родничок» сторожем.
III. Заключительная часть. В заключение моего рассказа, предлагаю вам посмотреть фильм об Андрее Мироновиче «Сын чувашского народа» (просмотр презентации «… Я сын чувашского народа»).
Руссков Андрей Миронович умер три года назад в 2017 году, предлагаю вам почтить его память минутой молчания (минута молчания).
Скажите, пожалуйста, о ком я вам сегодня рассказала? Кем служил Андрей Миронович в годы Великой Отечественной войны? Что делал? Как вы думаете, каким человеком был Андрей Миронович? Его можно назвать героем?
Воспитатель: Завтра в детском саду в честь участника Великой Отечественной войны Русскова А.М. среди старших дошкольников проводится легкоатлетический кросс. Очень прошу вас принять в нём участие.
P. S. Рассказы - воспоминания Русскова А. М. были записаны с его слов Шефер М.А. и опубликованы в газете «Цивильский вестник» » №103 от 26 августа 2008 г. Всё ниже описанное он рассказывал воспитанникам МБДОУ «Детский сад №3 «Родничок» во время незабываемых встреч.