Сидим дома! Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»

Воспитание всесторонне развитой личности – наша главная задача сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного нравственного, эстетического развития.

Данные науки говорят об огромных потенциальных возможностях раннего возраста, что дает основание для поиска рациональных методов воспитания, направленных на стимулирование деятельного творческого познания ребенком окружающей действительности.

В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно – игровая деятельность. Миновав ее невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируется те стороны психики, от которых зависит, несколько в последствий он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребенок, умывая куклу, тщательно воспроизводит известные ему действия, то на третьем и четвертом году при благоприятных условиях (то есть при условии правильного руководства играми) он уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщенным – жестом, обозначающим умыванием, или, не производя действия, заменить его словом («Кукла уже сама умылась»).

Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а следовательно, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом – игрушкой по мотиву. Заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Эта деятельность младенца весьма скоро (к 5-6 месяцам)меняет свое содержание: обследование направлено теперь на выявление особенностей предмета-игрушки и поэтому перерастает в ориентировочные действия -операции.

Следующий этап игровой деятельностиполучил название отобразительной игры: для нее характерны действия направленные на выявления специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

В условиях содержательного (делового) общения ребенок на практике узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.

На рубеже первого и второго года жизни игра малыша становится сюжетно – отобразительной.Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно – опосредственными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно – ролевой игры.

В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместные режиссерские игры. По своей сути они сходны с сюжетно – ролевыми, так-как, с одной стороны, отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среды, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам.

В современной науке роль режиссерской игры в жизни дошкольников разрабатывается психологами Кравцовыми. Они определяют режиссерскую игру как индивидуальную. Ребенок играет сам. Но режиссерская игра предполагает несколько участников, и все эти роли – и «доктора», и «пациента», к примеру, выполняет он один. Малыш еще и режиссер в этой игре.

Что же дает режиссерская игра в плане психологического развития? Активизирует воображение. Учит придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу. Взрослый в режиссерской игре – восхищающийся зритель, который может задавать вопросы, удивляться, радоваться или печалиться.

К трем годам малыш приобщается к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой…. в помещении группы – «поплавать», «походить на лыжах» и т. д.

Для образно-ролевой игры необходимо иметь маленькое зеркальце, перед ним проводить с детьми игровые упражнения типа: «Покажи, как можно рассердиться, рассмеяться». Следует задействовать уголки ряженья. Процессу перевоплощения ощутимо помогают юбки, платки, сарафаны, сказочные наряды.

Какова же позиция взрослого в игре? Он использует свои выдумки, фантазии, показывает инсценировки песенок, потешек. К концу года можно привлечь к этой увлекательной деятельности детей.

К трем годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно - ролевой игры- основного вида деятельности дошкольника. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связывается несколько задач. Дети охотно принимают для игры предлагаемые взрослыми предметы-заменители. Играя они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

Постепенно ребята становятся более самостоятельными и инициативными. Тут-то и появляются первые игровые замыслы: «Давай поедем в магазин, купим что нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Теперь игровые задачи решаются совместно всеми участниками (строят дом, играют в семью, то есть в подлинно коллективной игре. Хорошая игра – залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.

В дошкольном возрасте большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в нее нужно внести элементы занимательности.

При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста особенноэффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.

В играх-занятиях педагог (родитель) целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые знания, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т. д.).

Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

Книга «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Маханева М. Д., Рещивова С. В.