Мнемотаблицы для дошкольников

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Известно, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, потому- то ребенку практически невозможно запомнить и выучить  что-то, что не подкрепляется наглядностью.

Картинка в данной технике - это  крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи. В начале мнемотаблицы составляют взрослые: родители или воспитатели, а в дальнейшем ребенок сам научится составлять такие таблицы.

Мнемотаблицы по сказкам.

Заниматься можно начать уже с детьми младшего дошкольного возраста. Предложите малышу серию картинок известной ему сказки, например, «Колобок». Разложите картинки вразброс и попросите малыша сложить их соответственно сюжету сказки. Опираясь на картинки, попросите ребенка рассказать эту сказку кукле или другой игрушке. 

Попробуйте вместе с ребенком составить свою мнемотаблицу по любимой сказке. Текст можно зарисовывать схематично, например, втречающихся на пути Колобка животных, изобразите в виде геометрических фигур, букв или придумайте свои образы. Такие занятия помогут не только развить связную речь, память и словарный запас, но и здорово разовьют воображение и фантазию, творческие таланты ребенка.

Составление описательного рассказа по мнемотаблице.

Обычно детям достаточно сложно дается составление описательного рассказа. Ребенок теряется, так как у него нет определенного плана, он не знает с чего начать. С помощью мнемотаблицы все становится понятным: по порядку следует рассказать о цвете животного или птицы; о частях тела и т.д.

Рассказ о животном (птице)

Заучивание стихов с помощью мнемотаблиц

Особенно эффективны  таблицы при разучивании стихов. Суть мнемотехники в том, чтобы на каждое слово или словосочетание придумать изображение в виде картинки или схемы. Таким образом, зарисовывается все стихотворение целиком. Так, опираясь на мнемотаблицу, ребенок старается воспроизвести стихотворение.

Тихеева Е.И., определяя   методические требования к заучиванию стихов, подчеркивала, что нельзя заучивать стихи хором, так как искажается, или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Систематически работая над развитием речи детей при помощи мнемотехники и мнемотаблиц можно в достаточно короткие сроки значительно расширить словарный запас, развить связную речь малыша, так как он понимает, что пересказ или рассказ-это совсем не сложно, а наоборот увлекательно и интересно, а заучивание стихов вообще превращается в занимательную игру.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.

Для работы можно использовать великолепную книгу, сборник рассказов для развития речи Белоусовой Л.Е. «Научиться пересказывать? Это просто!». Удачно подобранные стихи и рассказы с символьными картинками очень помогали детям в пересказе. К каждому рассказу подобраны картинки-подсказки, которые помогают ребенку запомнить и пересказать тексты. Рисунки в книжке можно раскрашивать. Это способствует развитию мелкой моторики. Часто педагоги пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используют для занятия в детском саду. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному». Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему.

Таким образом, мнемотехника является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.


Занятие по заучиванию стихотворения по мнемотаблице (старшая группа)

 Тема:  Транспорт

Цель: закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицей при запоминании стихотворного текста.

Стихотворение:

Шла по улице машина

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра, без сигнала светофора,

Шла, сама, куда не зная

Шла машина заводная!

Вводная часть

Проведение беседы, связанной с  тематикой стихотворения.

Цель: настроить дошкольников на восприятие и запоминания поэтического произведения.

Основная часть

Выразительное чтение стихотворения воспитателем без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения.

Анализ стихотворного произведения, с целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению. С детьми была проведена беседа о содержании стихотворения, которая велась с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности), а также был проведен анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения.

Предъявление мнемотаблицы.

Картинки выкладывались поочерёдно, во время чтения стихотворения, чтобы дети могли соотнести изображение со словом или небольшой фразой в стихотворении.

Повторное чтение стихотворения с полной схемой и с установкой на запоминание.

Воспроизведение стихотворения детьми, с опорой на мнемотаблицу (во время  чтения детьми стихотворения, воспитатель подсказывала слова, показывая нужный символ, обращала внимание на интонации, напоминала о силе голоса, темпе речи).

После того, как все дети заучили стихотворение с помощью мнемотаблицы и смогли безошибочно его воспроизвести, каждый ребёнок выходил к доске и прочитывал его без опоры на наглядность.

III. Заключительная часть

         Подведение итогов занятия, оценка высказываний детей в ходе его проведения.

* в течение недели, дети повторяли стихотворение и  рассказывали его  во  время  занятий логопеда, а  также во  время  вечерней работы воспитателя по заданию логопеда.

Анализ проведенной  работы

На этом занятии использовалась мнемотаблица, в которой  изображение - символ было нарисовано на каждое слово, дети без труда и очень быстро выучили стихотворение. И сама схема (мнемотаблица) для них оказалась очень лёгкой и понятной. Дольше всех учили стихотворение... Эти дети иногда путали местами слова в строчке, и им больше других  ребят потребовалось времени, чтобы выучить стихотворение. Самое выразительное чтение было у…. У некоторых ребят не очень хорошо получается управлять своей силой голоса, темпом речи. Иногда они читают стихотворение без интонации, невыразительно. В конце занятия все дети, кроме…, смогли рассказать стихотворение без опоры на наглядность.

Для детей достаточно важно, чтобы на занятиях у них всё получалось. Им нравится, когда их хвалят, благодаря этому они с удовольствием занимаются и стараются на протяжении всего занятия. Очень важно создать положительный эмоциональный настрой в любой деятельности детей. Возможно, в частности, благодаря этому у ребят без труда получалось правильно воспользоваться таблицей и выучить стихотворение.