Исследовательское поведение (это наиболее общее понятие) неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания и развития в изменяющейся среде. Исследовательское повел свойственно ребенку с момента появления на свет, оно позволяет им ориентироваться в мире и познавать окружающее. Положения, в которых раскрывается взаимосвязь познавательною и эстетического и уточняется своеобразие исследовательского поведении в освоении искусства: - исследовательское поведение направлено на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения; - исследовательское поведение проявляется в творческой деятельности; - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро и нетривиально разрешать проблемные ситуации; развитие исследовательской деятельности и становление исследовательского поведения на материале искусства включает упражнения на развитие способностей, поиск в области разных способов выражения замысла, вариативности образов, комбинаций в сочетании средств выразительности. Принципиально важными для приобщения детей к искусству являются обогащение сенсорного опыта, а так же развитие сенсорных и познавательных способностей: - умение видеть различие, сходство и оригинальность (выразительность) предметов, тончайшие проявления свойств (цвета, формы, размера, пространственных отношений), разгадать тайны и секреты используемых творцами материалов, приемов, способы создания образа для того, чтобы применять в собственной творческой деятельности. Для развития исследовательского поведения ребенка в художественных видах деятельности педагогу необходимо: - активизировать познавательные и эстетические интересы детей в ситуации «развивающей интриги» познания прекрасного (тайны, противоречия, проблемы); - обогащать опыт «насмотренное™» ребенка, эстетическое восприятие разнообразных объектов окружающего мира;' - обеспечить творческое переосмысление и присвоение освоенного; - способствовать отражению опыта в разнообразных формах: сюжетно- ролевых играх, сочинительстве, продуктивных деятельностях, суждениях и оценках. На всех ступенях и этапах освоения искусства предполагается создан не условий для возникновения вопроса, поиска, открытий, экспериментирования к процессе освоения детьми содержания. У детей старшего дошкольного возраста проявляется интерес к изобразительным материалам, инструментам, техникам. Подавляющее число старших дошкольников экспериментируют с материалами: рисуют на руках и лице фломастерами, ставят кляксы на листке, одежде и рассматривают их, проверяют мягкость и цвет карандашей и |
фломастеров, чиркая на листе бумаги, играют с бархатной и папиросной бумагой - рвут, дуют на нее, шуршат. В специально организованных опытах эстетической направленно : г большинство детей проявляет интерес к их сожалению. Проявляя яркие эмоциональные реакции, дошкольники пытаются рассуждать, выдвигают гипотезы: «Если смешать все-все в мире краски, будет грязь, чернота... Черная краска получится!». При отсутствии в наборе краски определенного оттенка дети капризничают, отказываются от выполнения задания, не стремясь мешать цвета! При выборе материалов для создания работы, наигравшись с разными материалами и инструментами, замечательная часть детей предпочитает традиционные: карандаши и фломастеры, гуашь, пластилин, обычную альбомную бумагу белого цвета. Замечено, что исследовательское поведение детей провоцируется дополнительными средствами - рабочими и маршрутными листами, путеводителями, готовыми работами. При направленном поиске значимая часть детей пытается разгадать секреты художника, по названию найти картину в зале музея или на выставке в групповом помещении. В случае получения новых оттенков по листу с нарисованными цветными точками способами смешивания уверенно экспериментировали, стремились проверить все предложенные варианты. В случае демонстрации детской творческой работы, выполненной в нетрадиционных техниках, пытались ее рассмотреть, узнать способы крепления материалов, высказывали, желание сделать подобное или «еще лучше». Данные материалы направляют детей на поиск и способствуют создайте мотивации, интереса, эмоциональной включенности задание: «Я же не успеваю нарисовать», «Картинка не раскрашенная будет», «Все разгадал. Я - умный!» Можно отметить, что ситуации, основанные на комбинированном способе решения, (например, из представленных вариантов фасонов платьев, длины юбок, формы рукавчиков придумать как можно больше: получить оттенки желтого или красного цветов, смешиванием с другими цветами и оттенками, придумать оригинальные способы украшения варежки, шапки, фартука или торта), сложны для большинства старших дошкольников. Дети начинают перебор вариантов, однако очень быстро теряют идею задания, увлекаются игрой, останавливаются на двух - четырех сочетаниях, в то время как в младшем школьном возрасте при помощи педагога дети способны обнаруживать до 20 самостоятельных художественных решений, чти связано с малым опытом данных упражнений. Вместе с тем для определенной части детей характерны самостоятельное придумывание аналогичных заданий, перенос на аналогичное содержание, своего рода импровизация; часто девочки самостоятельно начинают рисовать платья для куклы Барби, перебирая цвета, фасоны, детали (но недостаточно целенаправленно, преимущественно, преимущественно хаотично), все дети экспериментируют с красками, смешивая первые попавшиеся цвета и оттенки. |
Это же проявляется в процессе освоения нетрадиционных техник, изобразительных материалов младшими дошкольниками и детьми 4-5 лег. В ситуации подарка карандашей, фломастеров, красок дети стремятся перебрать все цвета, порисовать всеми карандашами, часто нарушая гармонию рисунка и сюжет. То же характерно и в ситуации аппликации с помощью разных материалов: 70% детей 4-5 лет и 50% детей 5-6 лет использовали все предложенные материалы, в процессе деятельности хаотично выбирали, приклеивали куда попало. Вышесказанное свидетельствует о недостаточном уровне развития произвольности поиска, доминировании «деятельно-наглядного» экспериментирования над «продуманным», о недостаточном развитии вариативности, рефлексии (что в целом характерно для дошкольного возраста). Особенности проявления исследовательского поведения, направленность деятельности и интересов определяются возрастными возможностями. В младшем возрасте детей больше всего интересуют возможности изобразительных материалов и инструментов: что с ними можно делать, как можно оставлять след на бумаге, получать с их помощью изображения. В среднем дошкольном возрасте можно отметить интерес детей к разнообразию материалов (много цветов карандашей, красок, глина, тесто, мокрый песок для лепки) и средствами выразительности (цвету, форме, композиции, фактуре). Не случайно данный возраст характеризуется «пик креативности». Дети с легкостью перебирают варианты материалов, осваивают нетрадиционные техники, сочетают не сочетаемые образы и материалы - по сути, экспериментируют. В старшем возрасте дошкольники более целенаправленно начинаю'! искать выразительные образы, при помощи педагога создавать комбинации средств выразительности, разрабатывать интересные художественные образы. Таким образом, проявление исследовательского поведения в освоении детьми искусства и художественной деятельности наиболее успешно при специальном педагогическом сопровождении. Целесообразным является использование методов и приемов, активизирующих их исследовательскую деятельность в трех условных направлениях: 1. Экспериментирование с изобразительными материалами и инструментами с целью изучения их возможностей. 2. Экспериментирование в целях определения наиболее интересных сочетаний средств выразительности. 3. Экспериментирование в поиске выразительного, оригинального художественного образа. Для активизации интереса детей к познанию мира искусства, его тайны и секретов, накопления опыта, необходимого для поиска, возможно использование проблемных вопросов и ситуаций, обследование предметов, наблюдение и рассматривание эстетических объектов и произведении искусства. Например, вариантами возможных проблемных и познавательных вопросов являются: «Сколько музеев в нашем городе, и какой музей самый древний?», «Как и зачем реставрируют предметы?», «Сколько оттенков серого |
цвета можно получить?», «Бывают ли холодный красный и теплый красный тона и как их получить?», «Какое время года чаще изображали художники? и т.д. Для создания атмосферы творческого поиска возможно использование игровых оболочек, персонажей, которые позволяют создать сквозную мотивацию освоения искусства. Например, выразительными персонажами для старших дошкольников могут быть: мальчик непоседа или фея Художественной страны и ее сестра- фея Страны открытий, для детей 4-5 лет Почемучка, девочка Красочка и мальчик Карандашик. Целесообразной является организация наблюдения детьми за процессом создания картины, скульптуры, декорирования предмета (экскурсия в мастерскую художника, рассматривание изобразительных инструментов, демонстрация этапов появления рисунка, его реставрации). Для повышения эффективности данных мероприятий важно создавать загадочную ситуацию: «Зачем в мастерской художника масло, гвозди?, Как можно писать картины на ткани (холсте)? Что такое шпатель? Можно ли писать картину пальцами? Что такое станок и почему картины называют станковыми?». Важным является разнообразное обследование - тактильное, обонятельное и т.п. Например, при обсуждении материалов для изготовления скульптур - это рассматривание и тактильное обследование камней разной прочности (стекла, комочка глины, осколка перкминки); при обсуждении способов передачи фактуры - обследование материалов и предметов с разной фактурой ( гладкой, шероховатой, волнистой, гофрированной), мешочков разного веса, флакончиков с разными запахами, инструментов и предметов, позволяющих услышать разные звуки, не нарушая правил музея; при обсуждении цветовой гаммы - цветные стекла; имитация обследования предмета ( пальчиком в воздухе, «зрительное ощупывание»). Важным является развитие умений считывать информацию с предмета, что возможно в рамках упражнений и игр по рассматриванию и описанию. Игровое упражнение «Узнаем тайну предмета?» для детей старшего дошкольного возраста. Цели: развитие познавательных умения (умение считывать информацию с предмета, выделения значимых свойств - Сенсорных, эстетических); анализ структуры предмета; установление связей между некоторыми свойствами и качествами предмета; построение предположений на основе установления логических связей и освоенных представлений об объектах, явлениях, закономерностях мира. Используются предметы, знакомые детям, не новые, с некоторыми интересными деталями, своеобразными «свидетельствами времени» (выбоинами, сколами, потертостями), считывая которые можно сделать некоторые предположения. Варианты: старая больная перчатка дамы, интересный потертый веер, помятый сбоку самовар, испачканное перо (для письма). Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предмет и рассказать о нем как можно больше. Он внимательно рассматривает предметы в волшебную |
лупу, и как настоящий следопыт, по следам на предмете узнает, что с ними происходило, кому они принадлежали. Детьми от 4-5 лет также возможно использование моделей - плана последовательности рассматривания предмета. Например, детям предлагается рассмотреть народную игрушку по сенсорной модели, в которой символами указаны свойства и характеристики: цвет используемый материал, размер, элементы декора. Целесообразно использование методов, позволяющих активизировать поиск новой (неизвестной) информации об искусстве, изобразительных материалах и инструментах, способах создания образов, средств выразительности (ритм, фактура, цвет, композиция, линия): детских проектов, опытов, игровых упражнений и тренингов. Детские проекты должны строиться по темам, предполагающим «развивающую интригу», «Линия в природе и искусстве», «Тайны цвета и свойства», «Где прячется красота?», «Кто придумал узоры и орнаменты?», «Какой бывает улыбка?» и т.д. Проекты могут быть не только информационно-исследовательскими, но и предполагать детскую самостоятельную творческую деятельность в течение некоторого отрезка времени. Например, длительный творческий проект «Загадочные картинки» (старший дошкольный возраст) предполагает обсуждение вопросов: «С помощью чего художник создает интересные образы?», «Может ли быть в картине передано настроение?». Далее детям предлагается альбом с ксерокопиями одного и того же пейзажного изображения (силуэтного , изображения деревьев, линии горизонта, удаляющейся дороги и т.п.); ' необходимо с помощью раскрашивания, дорисовывания элементов и деталей придумать изображение по интересной теме: «Осенняя грусть», «Осенняя радость», «Торжество весны», «Грозовое лето», «Тихие шаги весны», «Борьба весны с зимой». Возможна организация интегрированных по содержанию образовательных ситуаций. .§•* В ситуации «Краски на огороде, и в цветочном горшке» используются вопросы активации поиска: «Как и из каких растений изготовлялись краски (пигменты)?», «Можно ли рисовать пищевыми продуктами (свеклой, морковью, ягодами)?», «Какие секреты окрашивания используют наши мамы сейчас?» (Окрашивание яиц луковой шелухой). В ситуации «Дружба красок» вопросы для активации поиска следующие: «Какие краски выглядят ярко и нарядно вдруг с другом?», «Какие краски , теряются друг с другом?», «Как выбрать интересное гармоничное сочетание красок?». В процессе изучения используется «цветной круг», организуется поиск комплементарных цветов, подбор детьми сочетаний согласно условию: «Какое сочетание выглядит ярко и нарядно на черном фоне?». В ситуации «Секреты линии горизонта» можно использовать такие вопросы для активации поиска: «Почему художники делят лист бумаги линией горизонта по разному?», «Что такое линия горизонта?», «Всегда ли она «спрятана» в картине?». |
Ситуация «Секреты украшения торта (предмета одежды)» предусматривает перебор вариантов украшения основы, например круга, - располагая элементы по периметру, по диагонали, от центра, симметрично, ассиметрично, в шахматном порядке, в форме предмета и т.п. Для развития умений комбинировать разные средства выразительности можно использовать упражнения и игры (для старших дошкольников). Игровое упражнение «Придумаем пейзаж» - выкладывание изображения пейзажа из деталей. «Подбери палитру», детям предлагается взять понравившуюся репродукцию картины и с помощью квадратов разных цветов выбрать те цвета (оттенки), которые использованы в произведении. Прием «Черное - белое и цветное». Детям демонстрируются черно-белое ,!и цветное изображения объектов и слайды, и ксерокопии, предлагается понаблюдать, как меняется впечатление с изменением цвета в изображении (грустное, веселое, тревожное, спокойное и т.д.). Данные приемы применяются и в процессе активизации детского творческого поиска в ходе использования нетрадиционных техник. Нетрадиционные техники предполагают как использование различных материалов и средств не только изобразительных, например рисование декоративной косметикой, воском, соком растений и ягод), так и вариативное сочетание разнообразных материалов, а также использование необычных приемов работы с ними (выдувание из трубочки, прокатывание окрашенного предмета, набрызг из пульверизатора и т.п.). При рисовании: создание изображения гуашью, акварелью, масляными и акриловыми красками, фломастерами, цветными карандашами, восковыми . мелками (а так же их сочетание); акварелью по сырому листу; на мятой бумаге; ' гуашью или пастелью по бархатной бумаге; углем, сангиной; ладонная и пальцевая техника; граттаж; печатание (штампиками,"коробками, предметами, природными объектами, например листьями); набрызг по трафарету; техники ниткографии, кляксографии, монотопии и т.п. При лепке: использование наряду с глиной и пластилином бумажной массы, «мукасоли», репейнику пищевой фольги, теплого воска, шоколада, сахарной глазури и т.п. При аппликации: сочетание материале (бумаги, природных материалов, пластилина), использование пищевых продуктов (крупяных и макаронных изделий, шелухи, толченой яичной скорлупы и т.п.), окрашенного песка, стружки, кусочков ваты, ниток, конфетти и других материалов-. Использование нетрадиционных техник должно предусматривать этапы экспериментирования - изучение возможностей материалов, способов , нанесения. Например, свойства материалов: бумага рвется, размокает от большого количества воды, она легкая, тонкая, красивая, цветная или белая, приклеивается, на ней можно рисовать разными материалами, ее можно складывать, закручивать, сгибать, мять, протыкать пальцем и острым предметом, переплетать бумажные полоски; глина разминается, она пластичная, ее можно раскатывать, отрывать маленькие кусочки, раскрашивать, добавляя гуашь или цветной песок, и т.п. Средством активизации исследовательской деятельности является использование современных информационных технологий — компьютерных |
игр, приложений и программ, предполагающих создание чего-либо нового (открытки, мультфильма, дизайна одежды, макияжа, интерьера) посредством комбинирования предложенных элементов (фона, цветов и оттенков, форм, мелодий и т.п.). Например, в компьютерной игре «Мышка Мия. Юный дизайнер.» предполагается создание фрагмента мультфильма из фоновых решений, апимированных картинок персонажей, вариантов мелодий. В другом эпизоде игры предусматривается создание рисунка из готовых геометрических форм, простых инструментов (заливка, резинка, линии, распылитель и т.п.). В следующем эпизоде дети могут самостоятельно создать рисунок, используя „инструменты программы (сходные с компьютерным приложением Raint). В процессе данных игр, в начале их освоения, дошкольников привлекают именно возможность перебора возможностей, экспериментирование с предоставленными опциями: дети нажимают все подряд, радуются результату, проводят линии в разных направлениях, перебирают оттенки, меняя цвет фона и деталей. По мере освоения игры экспериментирование становится более направленным. Для развития умений и поддержания интереса важна постановка взрослым новой сложной поисковой задачи: «нарисовать необычное животное», «создать образ сказочного персонажа» и т.п. Интересной является организация поиска детьми оригинального и выразительного художественного образа. Образовательная ситуация «Загадочные образы» (от 5-ти лет и старше). Предварительно можно рассмотреть «нетипичные» изображения и образы, например на портретах Дж. Арчимбальдо «Зима», «Осень», «Весна», ]! «Лето», найти изображения необычных (незнакомых) предметов и фруктов, сравнить знакомые овощи фрукты с частями тел^. Следует организовать обсуждение выразительности цветов и оттенков: «Рассмотрите краски: если бы вы были волшебниками и могли их оживить, какой бы у них был характер? Какую краску (оттенок) можно назвать задорной и веселой? Почему? Печальную? Бойкую и активную, чуть драчунью? Какая по характеру зеленая краска? Почему вы-так решили?». Далее детям предлагается создать в «волшебной*мастерской художника» необычные образы, например образ «Снежнрй Королевы» (активная, властная, колючая, агрессивная). Затем подумать над'образом «Снежной Королевы» в зеленом (например тоскливой, печальной, болотной воды), в черном (вечного сна, загадочной ночи) и т.п. Детям предлагается выбрать свой любимый цвет и создать образ, рассказать о нем. Отметим, что выполнение данных- заданий основано на развитии V эстетических способностей — ситуации, эстетической эмпатии, эстетическнл предпочтений, чувстве цвета. В связи с этим в ходе обсуждений недопустимо навязывание принятой точки зрения (ассоциаций, клише) - важно активизировать размышление детей, поиск интересных решений. Еще одним направлением, основанным на интеграции «познавательного» и «эстетического» и предполагающим проявление исследовательского поведения детей, является организация детской дизайн-деятельности. Образовательная ситуация «Матрешкины наряды» (для старших дошкольников). Проводится предварительная работа: детей приглашаю!' в педагогами, педагогами художественных студий _и школ, художниками), направленное на достижение совместными усилиями единой цели -- становление активной личности. |