Экскурсии и наблюдения играют важную роль в обучении детей правилам дорожного движения. Они позволяют сформировать у них представления о:
- трехмерном пространстве окружающего мира;
- форме и величине реальных объектов ( это необходимо для становления знаний об улице, транспорте, развития адекватной реакции и правильного понимания степени опасности на дороге);
- свойствах объектов и отношениях, существующих в реальном пространстве: на участке образовательного учреждения, улице города, то есть в окружающем ребёнка «мире улицы»;
- об ориентировках в естественных условиях улицы, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п., об особенностях движения транспорта и пешеходов по дороге в различные временные периоды.
В зависимости от задач, экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. Таким образом, по одной теме можно провести несколько экскурсий, количество которых определяется целями и задачами предстоящего игрового занятия.
Экскурсии проводятся перед играми-занятиями, в процессе которых дети знакомятся с теми или иными правилами поведения на дороге, с различными видами транспортных средств, с работой светофора, со знаками дорожного движения, а также по мере освоения детьми правил дорожного движения.
Во время экскурсий детей знакомят с элементами дороги (тротуар, проезжая часть), их назначением, поведением участников дорожного движения: водителей, пешеходов. Необходимо помнить, что экскурсия – это образовательная ситуация, в которой не может быть запланированного сюжета, он часто развивается спонтанно и требует от взрослого умения ориентироваться в окружающей обстановке.
Эффективность экскурсий оценивается по целому ряду факторов:
1. Цель каждой экскурсии должна быть понятной и близкой ребёнку.
2. Во время экскурсий создаются условия для активной деятельности детей (идут по тротуару, вместе с педагогом переходят проезжую часть по зелёному сигналу светофора ит.п.). Благодаря этому действия, выполняемые детьми, входят в их непосредственный жизненный опыт и легче воспроизводятся в условиях специально организованных занятий.
3. Наблюдения за деятельностью людей, за различными объектами (транспортом, пешеходами и т.п.) организуются таким образом, чтобы дети могли четко видеть все выполняемые действия, одновременно наблюдать различные объекты. При этом педагог обращает внимание детей на особенности дорожного движения, дорожные знаки и взаимоотношения между водителями и пешеходами, четко фиксируя их в речи и стремясь получить от детей развёрнутые ответы на вопросы.
4. Экскурсии проводятся на высоком эмоциональном фоне. Педагог привлекает внимание детей к значимым для достижения целей экскурсии ситуациям, к тем объектам или явлениям, которые выбраны для наблюдения. Известно, что положительные моменты, которые наблюдает ребёнок (взрослые фиксируют его внимание, прежде всего, на положительных моментах), запоминаются легче и прочнее. Поэтому у него возникает желание воспроизвести их в играх по правилам дорожного движения.
Во время экскурсий желательно делать фотоснимки, которые позволят детям сохранить в памяти увиденное. Они используются на групповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с правилами дорожного движения, развитию речи и формированию математических представлений. С этими фотографиями знакомятся родители, таким образом, воспитание у детей культуры поведения на улице становится естественной и интересной темой для беседы.
В структуре экскурсии, как и любого другого занятия, выделяют вводную, основную и заключительную части. Во вводной части педагог сообщает цель экскурсии: узнать, где поблизости от детского сада расположен пешеходный переход; сосчитать количество знаков дорожного движения от одного перекрёстка до другого и запомнить их обозначения.
Экскурсии по ознакомлению с ПДД, наряду с задачами познавательного характера, решают и воспитательные задачи. Педагог рассказывает детям о правилах поведения во время экскурсии, взаимоотношениях друг с другом по пути к месту назначения и обратно, обращает внимание на то, как надо вести себя по отношению к встречающимся людям, животным и т.п.
Основная часть экскурсии включает:
· «путешествие» к месту экскурсии;
· наблюдение за пешеходами и транспортом;
· практические действия детей (если это возможно);
· наблюдение за изменениями сигнала светофора и т.п.
В основную часть экскурсии входит также возвращение в учреждение. Во время «путешествия» к месту экскурсии внимание детей обращается на то, что они не просто гуляют, а идут что-то смотреть и делать. Естественное общение детей со взрослыми по пути к месту экскурсии постоянно поддерживается, носит индивидуальный характер. Педагог помогает детям общаться друг с другом.
На месте экскурсии дети получают возможность осмотреться, обменяться впечатлениями. Особое значение придается общению детей, которое взрослые поддерживают, обращаясь к каждому ребёнку с побудительной просьбой, вопросом, привлекая его внимание репликами, указательными жестами и т.п.
Беседуя с детьми, педагог рассказывает о правилах дорожного движения. Рассказ взрослого строится лаконично и сопровождается показом различных действий. По окончании беседы, если есть такая возможность, дети вместе со взрослыми выполняют практические действия: нажимают кнопку светофора, чтобы включить зелёный свет, переходят проезжую часть, считают количество автомобилей, которые проехали по улице за определённое время ит.п.
Возвращаясь в детский сад, воспитатель напоминает детям о том, что они делали, как общались с окружающими, что узнали нового о тех или иных явлениях, объектах, их свойствах и отношениях, которые наблюдали на улице.
В заключительную часть экскурсии входят подведение её итогов сразу после проведения; «воспоминания» об экскурсии по прошествии некоторого времени: во время занятия в детском саду по теме «Правила дорожного движения».
По возвращении в детский сад детям предлагается обменяться впечатлениями об экскурсии. В работе используется приём «комментированного рисования». Педагог рисует вместе с детьми, комментируя содержание рисунка. Если во время экскурсии были сделаны фотографии, то педагог вывешивает их на специальных стенах или оформляет с детьми альбом. По содержанию этих фотографий с детьми проводится беседа, во время которой они раскладывают фотографии в логической последовательности: что было в начале, что в середине, что в конце экскурсии.
Тематика экскурсий варьируется в соответствии с возрастом детей, программой дошкольного образования. Обучение правилам дорожного движения тесно связано с краеведческой тематикой. Экскурсии, беседы, рассматривание фотографий, иллюстраций, видеофильмов, посещение краеведческого музея – важная составляющая подготовки детей к усвоению правил дорожного движения. Экскурсия по городу обычно начинается с территории детского сада и включает наиболее интересные или часто посещаемые места в городе. Идя с детьми по улицам, педагог даёт детям их название, в честь кого они названы, обращает внимание на интенсивность движения транспорта. Необходимо помнить, что водители транспортных средств не всегда, к сожалению, строго соблюдают правила дорожного движения. Часто по их вине возникают дорожно-транспортные происшествия. Пешеходы также не всегда внимательны, и их неправильные действия ведут к несчастным случаям. Поэтому особое внимание детей акцентируется на том, что разделение дороги на проезжую часть и тротуар (пешеходная часть) – необходимое условие безопасности всех участников движения, в первую очередь пешеходов.
После таких экскурсий конструктивная, игровая и учебная деятельность детей, направленная на ознакомление с правилами дорожного движения, наполняется смыслом и интересным содержанием.