Консультация «Приобщение детей к русской культуре посредством музыки»

Музыка помогает человеку стать намного богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте.

Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Большинство малышей к приходу в детский сад, уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанный с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песенку мамы, веселое название мелодий. Эти впечатления мы стараемся закрепить и расширить в детском саду, давая понятные и доступные им народные потешки, песенки. Уже в произведениях для самых маленьких очень ярко отображена природа, выражается ласковое, доброжелательное отношение к птицам, животным: «Зайчик», «Птичка», «Петушок».

Для детей младшего дошкольного возраста характерно образное мышление, поэтому, когда дети видят игрушку, картинку и показ сопровождается музыкой дети быстрее и глубже воспринимают произведение и понимают его. Малыш еще не знает музыки, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, успокаивается, затихает или «убаюкивает» куклу.

От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведение фольклора, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом.

Необходимо использовать многообразие народной музыки. Для разучивания танцевальных движений, инсценировок, плясок, игр, для игры на детских музыкальных инструментах. Богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывает у детей эмоциональную отзывчивость. Репертуар для использования должен быть доступным детям по содержанию; интересный по сюжету. Диапазон соответствовал возрасту детей.

Большой интерес дети проявляют к образным песням: «Петушок», «Блины», Сею – вею», «Как на тоненький ледок», которые можно инсценировать, обыграть. Музыкально – ритмические движения очень многие основаны на выполнение под русские народные мелодии: «Ах ты, березка», «Из – под дуба», Сударушка», «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший», т.к. в основном вся русская народная музыка имеет 2-х частную форму, что дает детям возможность слышать и менять соответствующие достижения.

На занятии разучиваем с детьми русские народные песни пляски, хороводы. Как и песня, пляска отражает представления народа о прекрасном человеке, а лучших чертах национального характера.  Обучая детей русской народной пляске необходимо познакомить детей с характером движений, которым присуще веселье, задор с основной задачей пляски – корпус держать прямо, голова приподнята, плечи отведены назад.

Дети знакомятся характерному для русской пляски положению рук: плавный развод руками, «подбоченившись», руки скрещены на груди; пальца одной руки спрятаны; руки отведены в стороны ладонью вперед, «воротики». Также элементы русских народных плясок, как хороводный шаг, шаг с притопом на месте, «топотушки», шаг с препаданием.

Обучая  детей игре на русских музыкальных инструментах; ложках, трещетках, которые потом используем в игре оркестром. Очень часто в разделах слушания музыки по разным возрастам включены произведения: русские народные плясовые, колыбельные. Слушая народные мелодии в исполнении оркестра дети учатся различать инструментальную музыку, вокальную.

С огромным удовольствием дети участвуют в русских народных играх: «Петушок», «Прятки», «Ловишки», «Чей кружок скорее соберется», «Заморожу», «Васька кот».

Дети очень любят одевать костюмы. Костюм помогает ребенку войти в образ. Так надев сарафан расшитый и яркий кокошник, дети чувствуют себя уверенно, «молодецкой» постопью.

Используя народные костюмы, мы приобщаем детей к народному искусству, воспитываем в них национальную гордость.

Сложно довести до понимания даже короткие фольклорные произведения, т.к. в поговорках, потешках употребляется слова, давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия.

Для этого необходимы наглядные средства. Очень важно активное сотворчество взрослого и детей, умение взрослого включится в игровое взаимодействие с детьми, способность вовремя дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрить их воображение и фантазию.

Народное творчество создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека и патриотическое воспитание дошкольников.

Необходимо широко внедрять в работу детского сада: народные игры, песни, хороводы; использовать поговорки, потешки, скороговорки для развития речи детей.

Знакомить с народными праздниками и обычаями.

Привлекать родителей к организации и участию в фольклорных праздниках и развлечениях.

Вести просветительскую работу среди педагогов и родителей по использованию фольклора в воспитании детей.

Воспитывать в наших детях любовь к искусству своего народа.