Ради жизни на земле (из истории пожарной части)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №3 «Родничок»

 

 

 

 

 

Консультация

«Ради жизни на земле» (из истории пожарной охраны)

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель  1-й квалификационной категории

Иванова Галина Гурьевна

 

 

 

 

 

Цивильск,  2016

Ежегодно 30 апреля отмечается как День работника пожарной охраны.

30 апреля 1999 года подписан Указ «Об установлении дня пожарной охраны».

С этого времени 30 апреля считается профессиональным  праздником пожарных России.

Пожарная служба относится к числу старейших государственных служб в России.

В 1504 году в Москве была создана пожарно-сторожевая охрана. Жителям Москвы предписывалось не топить летом изб и бань без особой необходимости, не держать по вечерам в доме огня, ставить кузнечные и ремесленные мастерские вдали от жилых зданий. Преследовалось и курение табака. В дальнейшем жителям городов и селений вменялось в обязанность ставить во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой, а в 1571 году было издано распоряжение, запрещающее жителям  домов топить летом печи.

Пожарных, которые занимались бы тушением пожаров, тогда ещё не было. Охрана столицы от пожаров была возложена на всех без исключения жителей, менее зажиточные несли эту повинность сами, а «особы знатные» высылали своих слуг.

На пожар жители обязаны были приносить ручной инструмент: крючья, топоры, багры, вёдра. По инструкции 1716 года каждым ста дворам полагалось выставлять на пожар: 30 человек – с топорами, 20 – с вёдрами, 10 – с двумя лестницами, 10 – с вилами и крюком. Кроме того, 30 человек дежурили при своих домах. А каждые сто дворов обязаны были выставлять на ночь караульщиков, дежуривших посменно. В концах улиц были устроены шлагбаумы, которые опускались в одиннадцатом часу вечера и поднимались лишь утром. На всё это время движение по улицам прекращалось.

Постоянные угрозы возникновения пожаров побудили Петра I сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. Уже в 1711 году было приказано выдать из Адмиралтейства мастеровым  по заливной трубе (ручной насос) и обязать их приходить с этими трубами на пожар вместе со своими подчинёнными.

В 1722 году при  Адмиралтействе было организовано подобие пожарной охраны. Седьмая часть работных людей  Адмиралтейства должна была ночевать не в своих домах, а на месте работ. В тушении пожаров участвовали все работные люди   Адмиралтейства. Они приходили с необходимым для тушения инструментом. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, вёдра, топоры. Для их хранения было построено первое пожарное депо.

Во времена царствования Екатерины II (15 декабря 1763 года) был утверждён штат Санкт-Петербургской полиции, в которой впервые вводились должности брандмайора, брандмейстера, и унтер - брандмейстеров. В их обязанности входило наблюдение за исполнением в городе противопожарных мер и за исправностью пожарного инструмента.

В 1803 году император Александр I подписал Указ, в котором говорилось о том, что для тушения пожаров надо составить особую команду из солдат, то есть команду профессиональной пожарной охраны. В последующие годы такие команды были созданы в Москве, Риге, Киеве, Нижнем Новгороде, Одессе и других городах. Комплектовались пожарные части из солдат, не годных к строевой службе. После отмены крепостного права, проведения военной реформы и введения всеобщей воинской повинности пожарных служителей стали брать по вольному найму. Пожарной частью командовал брандмейстер. Во главе всей пожарной охраны столицы стоял брандмайор.

Первые пожарные части размещались при «съезжих домах», где находились районные полицейские участки. Со временем для пожарных частей стали строить специальные здания, над которыми возвышались смотровые вышки – каланчи. Они предназначались для наблюдения за городом и для передачи дозорным соседних пожарных частей информации о возникшем пожаре.

Как только дозорные видели пожар дым или огонь, они немедленно сообщали об этом дежурному по пожарной части. В части играли тревогу – били в пожарный колокол, а на каланче вывешивали сигнал о пожаре.

В 1858 году в Петербурге был учреждён военный телеграф, станции которого размещались в полицейских участках, где располагались и пожарные команды.

С этого времени извещения о пожарах стали поступать по телеграфу. Это давало возможность пожарным частям быстро сообщать о пожаре друг другу, но для обнаружения начинающихся пожаров по-прежнему использовалась каланча.

В 1871 году в городе стали устанавливаться первые электросигнальные звонки «пожарные сигналы». Эти извещатели типа «Дергач» (для извещения о пожаре необходимо было дернуть за ручку) включались в приёмные аппараты на телеграфных станциях. Каждый сигнал имел номер. Как только срабатывал электросигнальный звонок, на бумажной ленте телеграфа азбукой Морзе отпечатывался номер сработавшего сигнала. Телеграфист передавал его в пожарную часть. Получив номер сигнала, пожарные узнавали адрес, где произошел пожар.

В 1889 году по ходатайству петербургского брандмайора все пожарные части и резервы были снабжены телефонами.

На протяжении длительного периода времени, вплоть до 20-х годов XX века, пожарные находились на казарменном положении. Поэтому в зданиях пожарных частей располагались помещения самого разного назначения: служебные и бытовые (квартиры брандмейстера и его помощника, казармы, кухня и кладовая).

На развитие пожарного дела в России большое влияние оказало пожарное страхование, а пожарные пошлины были основным источником финансирования пожарной охраны. В Санкт-Петербурге и в Москве в начале XX века не было ни одного незастрахованного дома.

В начале XIX века профессиональные пожарные команды были созданы в наиболее крупных городах. В провинции с пожарами по-прежнему боролось само население. Однако уже в первой половине XIX века и там стали появляться первые добровольные пожарные дружины.

К 1890 году в России было около шестидесяти пожарных обществ. А в 1892 году в Санкт-Петербурге был созван первый Съезд пожарных и страховых деятелей и открыта первая Всероссийская пожарная выставка. В 1893 году было создано объединённое Российское пожарное общество. Перед которым стояли следующие задачи: организация профессиональных и добровольных команд и дружин; пропаганда пожарного дела в стране; оказание материальной помощи нуждающимся пожарным и лицам, пострадавшим от пожара.

В 1898 году общество было переименовано в Императорское российское пожарное общество (ИРПО). К концу  XIX века ИРПО руководило пятьюстами добровольных обществ, а в 1914 году их насчитывалось более трёх тысяч шестисот.

23 марта 1918 года Совет народных комиссаров издал Декрет о создании Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнём, который возглавил борьбу с пожарами в стране. Комиссариат разработал проект Декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнём». Этим декретом были заложены основы советской пожарной охраны.

В эти же годы встала задача автомобилизации пожарной охраны, хотя попытки внедрения автомобилей в пожарные части предпринимались ещё до революции. В 1904 году на вооружение Санкт-Петербургской пожарной команды в Александро-Невскую часть поступил первый пожарный автомобиль-линейка, изготовленный на заводе «Фрезе и К *».

Первый пожарный автомобиль был выпущен в июне 1925 года в Москве на заводе Автопромторга. К началу 1927 года на вооружении профессиональной пожарной охраны насчитывалось уже около пятидесяти пожарных автомобилей.

Большое значение для пожарной охраны имело создание газодымозащитной службы. В 30-е годы прошлого столетия пожарные получили надёжные аппараты для защиты органов дыхания при работе в дыму. Макеевским горноспасательным научно-исследовательским институтом был разработан кислородно-изолирующий противогаз (КИП).

Стала развиваться водозащитная служба, в задачи которой входило обеспечение сохранности оборудования и имущества от воды, используемой при тушении пожаров. В это же время была организована и химическая служба.

Совершенствование работы пожарной охраны требовало подготовки квалифицированных специалистов. В 1924 году на базе Курсов пожарных техников, которые были открыты ещё в 1906 году, был организован Ленинградский пожарный техникум. В 1946 году на базе пожарного техникума было открыто Ленинградское пожарно-техническое училище, которое готовило офицерские кадры для пожарной охраны страны.

Одно из направлений работы пожарной охраны  - профилактика, то есть система государственных мероприятий, направленных на устранение причин возникновения и распространения пожаров.

В июле 1927 года ВЦИК и СНК утвердили «Положение о государственном пожарном надзоре», которое положило начало созданию системы органов Государственного пожарного надзора (ГПН).

В 1936 году принято новое «Положение о Государственном пожарном надзоре», расширяющее сферу деятельности работников ГПН, их обязанности и права. Это положение послужило активизации изучения причин возникновения пожаров и выработке обоснованных мер по их устранению.

С середины 50-х годов началось серийное производство автомеханических лестниц АМЛ- 32 и АМЛ-45 с высотой выдвижения тридцать два и сорок пять метров соответственно.

27 декабря 1990 года Совет Министров РСФСР принял постановление о создании федерального органа исполнительной власти – Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР, который в 1994 году был преобразован в МЧС России.

В 1995 году Указом Президента РФ 27 декабря было объявлено «Днём спасателя Российской Федерации».

В 2001 году в ведение МЧС России была передана Государственная противопожарная служба.

Предупреждать и тушить пожары – основное предназначение пожарной охраны. Исторически сложилось так, что пожарная охрана как одна из самых оперативных и мобильных служб первой приезжает на места всех чрезвычайных происшествий и успевает своевременно оказать помощь нуждающимся людям. Пожарные подразделения не только тушат пожары, но и спасают утопающих, помогают пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, работают на высоте, в завалах, ликвидируют последствия взрывов и других аварий.

Так было, так есть и так будет всегда!

 

Литература: Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.В. Груздева, С.В. Николаева, С.В. Жолована – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.  

  

 

 

 

 

 

 

 

Это интересно.

Выезд пожарной команды на пожар в XIX веке.

Эффектным и зрелищным в  XIX веке был выезд пожарной команды на пожар. Под тревожный звук сигнальной трубы, разгоняющий прохожих, пожарный обоз, возглавляемый верховым, мчался по улицам. Верховой или скачок, как их тогда называли, обязан был хорошо знать район, он находил ближайший источник воды и оценивал ситуацию в целом.

Вслед за скачком, гремя по булыжной мостовой, пожарный обоз устремлялся к месту пожара. Снаряжение пожарных частей в то время было более чем скромным: бочки с водой, ручные насосы, лестницы, вёдра, лопаты, верёвки, топоры да багры. В зависимости от сложности пожара, обоз мог состоять из разного числа повозок – ходов.

Первым следовал ход, на котором выезжали пожарные служители – линейка. Она представляла собой рессорный ход с двумя продольными скамьями для сидения и железными поручнями. Везли линейку четыре лошади – две коренные и две пристяжные. В ящиках с правой стороны линейки помещался мелкий шанцевый инструмент: топоры, лопаты, багры и др.

Затем шел трубобочечный ход (дроги), на котором находилась металлическая бочка, ручной насос, запас кожаных и пеньковых рукавов (рукавами в пожарном деле называются шланги, по которым подаётся вода)

Последним шёл багрово-лестничный ход. На нём везли длинные багры, крючья, другой пожарный инвентарь для разбора конструкций, штурмовые, двух- и трехколенные лестницы. Для освещения при движении со стороны кучерского сиденья крепились фонари.

Зимой летний обоз заменяли санным. Ходы устанавливали на деревянные полозья, окованные железом и отстоящие для большей устойчивости на значительном расстоянии друг от друга. В сильные морозы, когда температура воздуха была настолько низка, что на стенках рукавов образовывался лёд, на место пожара  вывозился теплый чан, предназначенный для нагревания воды.

В 1863 году в Англии была приобретена паровая труба (насос). Он мог заменить пять-шесть ручных насосов. Котёл насоса растапливался углём или дровами.  Для того чтобы его нагреть, требовалось до пятнадцати минут. При выезде на дальние расстояния паровой насос готовили на ходу. Машинист и кочегар всю дорогу подбрасывали в топку дрова, поливая их керосином. За паровой машиной следовал пароконный возок, на котором находились катушки рукавов и запас угля. Если угля не хватало, использовались деревянные конструкции, разбираемые во время пожара.

В 1895 году к обозу присоединилась четырёхколенная механическая лестница, которая раздвигалась на двенадцать саженей (двадцать пять метров).

Иногда обоз замыкала карета скорой помощи – прототип современной одноименной службы.

Литература: Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.В. Груздева, С.В. Николаева, С.В. Жолована – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.